Яндекс.Метрика
Слушать
Русское Радио
105.2 FM
Смотреть передачи
ТК ПРИМИУСЬЕ

«Я очень люблю, когда человек – личность!»

5 октября – День учителя. Накануне этого праздника корреспонденты «Делового Миуса» пообщались с одним из самых любимых учителей у школьников Матвеево-Курганской средней школы №1 – Ольгой Владимировной Пузиковой, которая уже более 30 лет преподает детям Примиусья русский язык и литературу.

– Ольга Владимировна, как Вы стали учителем? И за что, как Вы считаете, Вас так любят дети?

– Я родом из Матвеева Кургана. В 1981 году закончила среднюю школу №2. Поступила в Таганрогский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После распределения в 1985 году попала в Кульбаковскую среднюю школу, где проработала, пока не ушла в декретный отпуск. А после рождения сына вышла на работу уже в Матвеево-Курганскую среднюю школу №1. Где и работаю до настоящего времени. Как классный руководитель, я сделала уже четыре выпуска. Правда, один был неполным из-за рождения у меня ребенка.

А дети меня любят, наверное, потому, что я стараюсь, чтобы они осознали, что учитель – это не только человек, который должен учить. Учитель – это тот, кто проживает вместе с ними их жизни. Меняется методика преподавания, меняются формы преподавания. Но дети всегда остаются детьми, а мы – всегда остаемся учителями. И потому мы тоже должны учиться вместе с нашими детьми. Я, например, всегда учусь у них. Вот вчера был случай. Тема была: «Письмо. Эпистолярный жанр». И я говорю ребятам: «Вы можете сами выбрать, в какой форме сделать домашнее задание». Одна девочка спрашивает: «А можно, я Вам письмо «ВКонтакте» напишу?» Я отвечаю: «Конечно, можно». Вчера было уже очень поздно, и я очень устала, когда добралась до интернета. После уроков мы долго репетировали с детьми мероприятие к 199-летию Тургенева. Репетировали сцены: что-то было готово, что-то не готово. Костюмы обсуждали. Потом, когда я пришла домой, была проверка тетрадей и все такое. И вот, наконец, в начале одиннадцатого ночи я добралась до профиля «ВКонтакте». Смотрю: а мне действительно прислали письмо! Прислаламоя ученица, у нас с нею немного сложные отношения из-за особенностей ее характера. Но она – личность!А я очень люблю, когда человек – личность. Когда у него есть стержень. И ни в коем случае нельзя подавить, сломать этот его стержень. У девочки есть проблемы, но я вижу, что она старается. И я это уважаю. А еще – я всегда стараюсь, чтобы дети понимали: школа, русский язык – это не просто теоретические «уроки», – это тесная взаимосвязь всех уроков и подготовки к жизни.

– А почему, кстати, выбрали в институте именно русский язык и литературу, а не что-то другое?

– Потому что русский язык – это основа. Его должны знать все. Мы – русские, а у нас иногда и произношение желает лучшего, и письменные наши работы «хромают». Да и в жизни, посмотрите – даже просто написать грамотно заявление – не всякий умеет! Многие пишут с большой буквы слово «заявление», а нужно – с маленькой. Роль русского языка в государстве – огромная, системообразующая. Сейчас, я считаю, он в государстве представлен на достойном уровне.

А литература – это вообще святое. Ведь нужно не просто прочесть литературное произведение. Нужно переосмыслить все, что написано в книге. Я люблю, например, Тургенева. Помните: «тургеневская девушка»? Изящество, легкость, нежность! Я стараюсь, чтобы и дети увидели эту легкость и изящество в тургеневских произведениях, чтобы и они смогли почувствовать то, что хотел донести до своего читателя автор. Роль учителя в этом обучении пониманию слова – очень велика! Ребенок, да, должен сам прочесть. А учитель – направить ребенка в нужное русло, показать, что именно можно увидеть в том или ином произведении, какие чувства оно способно вызвать у читающего. Даже если три-четыре человека сможешь в классе заинтересовать стихотворением или повестью, уже будет, с кем работать, и остальные тоже подтянутся…

– А если ну совершенно неспособный и ленивый ученик попадается? Которому вообще ничего не нужно и не интересно?

– Спросите у детей в коридоре: «Кто любит русский язык?» Да больше половины скажут, что они его не любят! А я в классе начинаю доказывать: «Подумай: где тебе в жизни пригодится русский язык? Ведь, как Чехов говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и мысли»? Представь: ты начал встречаться с хорошей девушкой, которая тебе очень нравится, и приходишь к ней домой. А там обнаруживаешь себя перед ее родителями совершенно безграмотным человеком. Говоришь за столом: «звОнит» вместо «звонИт», купОрить» вместо «кУпорить», «сливОвый» вместо «слИвовый». Все в тебе красиво: и внешность, и одежда. А речь – очень большой и важный показатель – некрасивая. Как ты думаешь, понравишься ты после этого родителям девушки?» Такими примерами из жизни и стараюсь убедить.

– Как бывший преподаватель, могу сказать, что самое сложное и болезненное в работе педагога – это момент, когда дети выпускаются из образовательного учреждения. Как Вам удается расставаться с детьми?

– Расставание – это действительно, очень трудно. Сердце буквально на части рвется. Будто навсегда уходит частицатебя… Это очень больно.

С годами приходит понимание, конечно, когда стараешься заполнить эту боль любовью к детям. У меня нет амбиций, как у учителя-предметника. Я себя больше ощущаю именно как педагог с опытом. И мне это интересно. Ребенок же, когда приходит ко мне на урок, тоже приходит с чем-то, у него тоже что-то в душе происходит. И я стараюсь его понять. И когда, например, пишет мне девочка в интернете, и рассказывает историю о том, что она познакомилась с мальчиком, и мама ей поставила условие: хорошо учись и тогда ты можешь с ним встречаться, – я понимаю, что я, как педагог, смогла найти ключик к этому ребенку. Потому что он доверил мне что-то, что дорого ему одному в его личной жизни…

Иногда ученик может, пусть и в рамках приличий, мне надерзить. Но и тогда я стараюсь понимать, что он – человеческая душа. И потому надо входить в ее положение. Тем более, когда вокруг такая сложная жизнь. Однажды мне мальчик на вопрос: «Что такое счастье?» написал в сочинении: «Для меня счастье –когда у меня дома есть кусочек хлеба. Хотя бы сухого…». И он никогда при этом не мог ни от кого взять помощи! Никогда! Тогда еще талоны на питание были. И я всегда ему один лишний от себя давала, хоть было не положено… Просто, чтобы он покушал.

Все работы детей храню. Дома огромный чемодан лежит. Летом сяду, открою, перечитываю. Вспоминаю. И обязательно при случае интересуюсь судьбой своих учеников: где они, как сложилась их жизнь…

– Что за эти годы было самым сложным для Вас, как учителя?

– Осознать, что ты никогда не сможешь понять ребенка до конца. Не сможешь и не поймешь. Он подойдет к тебе однажды и скажет: «Я не могу Вам сказать причину, но по семейным обстоятельствам я не подготовился к Вашему уроку». И тебе нужно понять, что кроме тебя, твоего урока и школы, у него есть что-то еще. Что-то, что для него гораздо более важно. И, если ты к ребенку в этот момент отнесешься с пониманием и уважением, то и он к тебе отнесется с уважением: и предмет твой после ответит, и несколько заданий сделает…

– А самое большое Ваше личное учительское достижение в чем?

– Когда спустя несколько лет я получаю sms-ки или поздравления, или встречаю маму или самого ребенка, и они мне говорят: «Как Ваше самочувствие?» Или: «Поздравляем Вас с праздником!» Или еще что-нибудь. Сегодня вот иду на работу и  встречаю маму бывшего ученика: «Здравствуйте, Ольга Владимировна! Какая Вы сегодня необычная! А мы с дочкой только вчера о Вас вспоминали!» Если спустя несколько лет к детям приходит осознание, что я для них смогла что-то сделать, если мне позвонили, написали или хотя бы поздоровались на улице, потому что они меня помнят, – я считаю, что это и есть мое самое большое учительское достижение…

– У некоторых учителей, это видно иногда по глазам, бывает с достижением зрелого возраста какое-то разочарование от своей профессии, какая-то обида, может быть, или усталость. Как этого избежать?

– У меня такого никогда не было. У меня прекрасный коллектив. А в нем – люди, к которым я могу подойти, рассказать о своих проблемах, попросить помощи. Когда у меня мама и папа умерли, меня именно коллектив поддержал… Меня отпускали с работы, когда у меня дома случались какие-то нештатные ситуации. Заменяли, если это было необходимо.Помогали и делились, чем могли. На моем пути всегда встречались хорошие люди. И не только коллеги. Но и родители, которые меня поддерживали.

– Как учитель с опытом, скажите: дети поменялись за эти 30 лет? Многие считают, что уровень знаний упал, что дети глупеют из-за компьютеризации.

– Да, дети очень поменялись. Не потому, что стали хуже, а потому что поменялась жизнь. Работать, наверное, да, с ними стало сложнее. Поменялись и родители. Но я думаю, что все изменения – к лучшему. И неправда, что дети стали глупее, потому что они, якобы, постоянно играют в какие-то компьютерные игры. Вот вы сами попробуйте сыграть в эти игры! Я иногда пробую освоить их увлечения, чтобы понять детей. Или участие в разных конкурсах, мероприятиях – попробуйте весь этот объем информации найти без интернета, без компьютера!

Бывают другие сложности. Раньше дети только сигареты курили, за которые их ругали. А сейчас ко мне ребенок приходит, и я понимаю, что он не сигарету курил. И его мама знает, и приходит ко мне жаловаться, потому что ничего не может с ним сделать. А я стараюсь его не отталкивать. Как-то наоборот, посильнее привязать к себе, увлечь хоть чем-то, чтобы он хотя бы элементарные вещи понимал. Хвалю, когда старается. И он в благодарность мне на следующий урок все домашние задания делает на четверку…

Родителям сложно. Учителям сложно. Но ведь и детям сложно. Они не знают, куда повернется завтра эта сложная жизнь. А им сейчас хочется быть модными. Хочется быть самыми лучшими, умными, красивыми или интеллигентными. Мы на уроках разбираем все эти понятия. Например, в чем выражаются интеллигентность, верность, порядочность человека. Ведь, как бы не менялась жизнь вокруг, базовые человеческие ценности никогда не меняются! Объясните их ребенку, и он к ним потянется. А методы, которыми он будет это делать – пусть это даже будут мобильный телефон с интернетом, – не столь важны.

Изменились не только дети. Изменилась и школа. Ребенок мне «ВКонтакте» пишет сообщение. А внизу: «Ответьте мне, пожалуйста». Я пишу и понимаю, что я не знаю, как ставить в сообщениях абзац. Я набираю, как в «Ворде», нажимаю «Enter», и раз – половина моего письма улетела в виде законченного сообщения… Утром подхожу и без всякого стеснения прошу у девочки, которой я писала: «Научи меня, как «ВКонтакте» ставить абзац». Я не стыжусь спрашивать у детей, если мне что-то непонятно.

– Сейчас одна из самых серьезных проблем у школьников – нелюбовь к чтению. Как Вы приучаете детей читать?

– Это сложно. Была однажды в Таганроге. Смотрю, на магазине объявление: «Для школьников, у которых есть «Читательский дневник», скидка 50%». Для многих детей деньги, даже небольшие, очень важны. Рассказываю об этом магазине детям в подтверждение практической пользы того, как им может пригодиться ведение требуемого мною «Читательского дневника». Через несколько дней приходит на урок ученица и рассказывает: «Ольга Владимировна, я по Вашей информации поехала в этот магазин с дневником и действительно купила все вполовину дешевле!» Тут уже все остальные в классе начали ее расспрашивать: где, что, и как… Или конкурс: «Узнай литературного героя». А какая сегодня самая лучшая награда для ребенка? Чтобы о нем по радио сказали, что он – победитель! Что он – лучший. Многие уже только ради этого берутся за чтение.

Ну и потом, нежелание воспринимать книгу с помощью чтения еще не означает нелюбви к литературе. Я как-то задала детям тему сочинения: «Что лучше: аудиокниги или просто книги?» И дети написали: «Когда Вы поедите в поездку, Вы не сможете читать там простую книгу: и свет может быть плохим, и во время движения трудно концентрироваться, и очков может не быть под рукой. А аудиокнигу легко можно слушать сколько угодно и где угодно, это совсем не трудно и очень удобно».

– Про свой учительский день рассказать можете, когда он начинается, и когда заканчивается?

– Вы знаете, я не могу сказать про свою работу, что это – работа. Школа – это моя жизнь, моя семья. Потому, наверное, у меня нет в сутках никакого разделения на рабочее время и нерабочее. Я ночами плохо сплю – постоянно о чем-то думаю, такой человек. Утром просыпаюсь и прошу: «Господи, дай мне сил, я встану и пойду!» Я всегда стараюсь прийти к детям с хорошим настроением, чтобы не случилось, и как бы трудно мне не было. Прихожу на работу, уроки начинаются в 8 утра, и на уроках стараюсь от детей в хорошем смысле взять что-то хорошее для себя. Смотрю, например, на одного своего ученика. Он слабенький, учится с трудом. Но я гляжу – он какое-то решение поставленной мною задачи ищет в телефоне (это сейчас считается допустимым), старается, тянется за всеми, – и радуюсь. Значит, все хорошо. Он будет работать, я ему помогу – и все у нас получится. У Чехова есть хорошее высказывание: «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». Это – мой девиз.

После уроков надо позвонить всем, кого не было. Обязательно выясняю, кто болен, кто отсутствовал по иной причине. Приду домой, отдохну немного, и принимаюсь за тетради. Сейчас уже рано темнеть начинает, а по темноте с тетрадями трудно сидеть. Если было сочинение, то мне интереснее всего прочесть, что написал самый слабый ученик, которого я перед этим старалась вдохновить на работу. После тетрадей – подготовка к урокам на следующий день. Естественно, и презентации стараюсь делать, и фильмы находить, и отрывки текстовые какие-то. С одной стороны, вроде все это быстренько, а с другой – это ж не только все найти нужно, но и скомпоновать. Так что времени уходит немало… до ночи. Но мне и в 10 вечера могут позвонить дети или их родители, с вопросом, например: «Где искать донские пословицы?» А что поделать? У одних родители поздно домой с работы возвращаются, у других ребенок только поздно вечером вспоминает, что надо домашнее задание сделать. Недавно в половину двенадцатого ночи звонили, что мой ученик отравился какой-то несвежей едой. Мамы у него нет, он с папой живет. Папа – военный, часто уезжает, а мальчик остается один. Очень переживаю за него. Как и за других своих детей – есть у меня в классе еще дети, у которых в жизни есть свои проблемы. Так что позвонить мне могут круглосуточно. Учитель – это вообще профессия «круглосуточная»…

– Домашние Вас понимают?

– Да. Моего мужа, все дети знают, зовут Александр Анатольевич. И он может ответить на телефонный звонок вместо меня. И он их всех практически знает по именам-фамилиям и помнит даже через несколько лет после того, как они закончили школу.

А вот сыновьям принять было мою профессию труднее. Для них авторитетом в русском языке была не я, а их учительница. И иногда они даже ревностно относились, что я столько внимания работе уделяю. Тогда я говорила: «Вы же мои родненькие, кто же еще, как не вы, меня поймет? А для этих детей я только должна стать родненькой». У меня двое сыновей-красавцев. И один внук. Тоже красавец. Пока один, но жду второго.

– Выбрали бы еще раз профессию учителя, если бы представилась возможность все начать сначала?

– Сто раз бы выбрала!И ни капельки никогда бы о своем выборе не пожалела.

Елена Мотыжева

Все статьи

Комментарии пользователей

ОтменитьДобавить комментарий

Ваше имя:
Комментарий:
Написать нам
Как вы относитесь к партнёрским родам?

Хорошо, и многим советую
Хорошо, я хочу попробовать
Скорее хорошо, но сам(а) бы я на это не решился(лась)
Скорее плохо, мне кажется это неправильно
Плохо, у меня есть неудачный личный опыт

Комментировать

Новости

17.10.2017 Повысят зарплату
В Ростовской области более 300 млн рублей выделят из резеврного фонда региона на повышение зарплаты бюджетникам
17.10.2017 Доигрался...
В М-Курганском районе осудили организатора азартных развлечений на ж/д станции
17.10.2017 «Бессмертный парк»
15 октября по инициативе азербайджанской диаспоры Ростовской области на мемориале «Самбекские высоты» высажена аллея из 50 саженцев клена.
17.10.2017 На всякий случай
Из-за подозрительной сумки эвакуированы пассажиры электрички № 6306 «Таганрог – Успенская»
16.10.2017 Дело передано в суд
Неклиновским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по РО окончено расследование уголовного дела по обвинению двух жителей М-Курганского района в совершении преступления
16.10.2017 Планёрное совещание
В Администрации М-Курганского района состоялось еженедельное планерное совещание, которое провел и.о. главы Администрации Сергей Голубов.
Все новости
Расписание электричек